Комплексная сказкотерапия для детей и подростков

Комплексная сказкотерапия для детей и подростков – это достаточно новый и при этом весьма действенный метод психотерапии, способный мягко воздействовать на поведение и эмоциональное состояние ребенка. С помощью сказкотерапии можно решить сразу несколько задач: «вытащить» наружу потаенные страхи, обиды и проблемы, помочь в решении определенной ситуации, развить образное мышление, творческие навыки и речь, а также поддержать ребенка при адаптации к детскому саду или школе.

С самого раннего детства мамы и бабушки рассказывали нам удивительные истории, волшебные сказки о приключениях, добре, любви и дружбе. Благодаря этому в нас зарождались важные жизненные понятия, ценности и представления о добре и зле. Именно на сказках мы учились многим важным вещам, и неудивительно, что в последние годы метод психологической коррекции с помощью сказок приобрел такую важность и популярность.

Комплексную сказкотерапию многие психологи рекомендуют использовать уже с двух лет. Считается, что благодаря этому ребенок легче адаптируется в новом коллективе, учится самостоятельно справляться с эмоциями и общением без помощи родителей. Для детей постарше сказкотерапия рекомендуется для развития памяти и творческих способностей. Обычно дети с удовольствием погружаются в мир сказок, и с большим увлечением рассказывают о своих чувствах и эмоциях детскому психологу. Однако с подростками дело обстоит несколько иначе.

Конечно, в переходном возрасте существует множество проблем, которые можно наглядно разглядеть через призму той или иной сказки. Но, к сожалению, подростки менее охотно работают со сказками. Отделяя себя от маленьких детей, они нередко игнорируют методы сказкотерапии, в этом случае психологи пробуют назвать этот метод коррекции не сказкой, а притчей или просто поучительной историей. Иногда приходится отказываться от сказкотерапии в пользу другого метода. Здесь все происходит индивидуально и во многом зависит от характера и предпочтений ребенка.

Метод сказкотерапии в работе с детьми

Метод сказкотерапии в работе с детьми является одним из самых эффективных на сегодняшний день. Ведь многие люди, вне зависимости от возраста, положительно реагируют на сказки, не выказывая внутреннего отторжения или протеста.

В cказкотерапии существует четыре направления:

  • Диагностическое. Направлено на определение слабых и сильных сторон личности, жизненных ценностей, талантов и предпочтений. Помогает понять суть сложившихся проблем и выявить пути решения, которыми чаще всего пользуется человек в различных жизненных ситуациях;
  • Коррекционное. Требуется для стабилизации поведенческих факторов, гармонизации личности и корректировки мировосприятия;
  • Прогностическое. Позволяет оценить результаты, к которым приводит поведение человека, его ценности и устои в данный момент жизни;
  • Развивающее. Направлено на развитие творческих навыков, снижение стрессов и тревожности, быструю и гармоничную адаптацию к новым условиям, а также на снятие эмоционального напряжения.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что сказкотерапия имеет высокую значимость для диагностики и коррекции психоэмоционального состояния, а также развития детей с самых ранних лет жизни.

Рабочие методы и упражнения в сказкотерапии:

  • Метод рассказывания сказок. Заключается именно в рассказывании, а не чтении. Позволяет увидеть чувства и переживания ребенка, вовремя услышать важные вопросы/комментарии и даже сочинить новую сюжетную линию по желанию маленького слушателя;
  • Метод сочинения сказок. В этом случае психолог и ребенок вместе участвуют в создании новой сказки, вкладывая туда свои эмоции и чувства. Здесь ребенок может полностью проявить себя, переделать сказку на новый лад, поменять местами героев или поставить себя на место одного из них;
  • Метод рисования сказки. Используется обычно после прослушивания историй. В этом методе ребенок полностью выплескивает свои чувства на бумаге, рисуя персонажей или сюжет только что прослушанной/сочиненной сказки. Здесь большое значение имеет не только содержание рисунка, но и выбор красок. Как правило, после нескольких сеансов психотерапии рисунки становятся ярче и позитивнее;
  • Метод изготовления кукол. Позволяет освободиться от стресса и тревоги, расслабить и ввести пациента в медитативное состояние. Чаще всего ребенок ассоциирует куклу с собой или с одним из аспектов своей личности. Поэтому метод нередко используется как для диагностики, так и для терапии;
  • Метод постановки сказок. Зачастую состоит из нескольких этапов: чтения/сочинения сказки, изготовления кукол и постановки. Ребенок сам распределяет роли, наделяет их положительными или отрицательными качествами по своему желанию. Такой метод позволяет ребенку максимально раскрыться во всех аспектах, снять внутреннее напряжение и выйти из своей «скорлупы».

Чтобы занятия по сказкотерапии были максимально интересными и результативными, обращайтесь к опытным квалифицированным психологам и помните, будущее Ваших детей – в Ваших руках!

Как узнать, подходим ли мы друг другу

Прочитайте материалы в разделах "Программы" и "Вопросы и Ответы"